Защита от контрафакта: как отстоять свои права на интеллектуальную собственность?

Защита от контрафакта: как отстоять свои права на интеллектуальную собственность?

Контрафакт — это уже давно обычное явление в жизни россиян. За первый квартал 2022 года специалисты Федеральной таможенной службы выявили 4,6 млн единиц поддельного товара. При этом, как заявили в ФТС, параллельный импорт не способен пресечь поставки контрафактных товаров. В результате продажи контерфактных товаров, правообладатели понесли ущерб в размере 870 млн рублей. В данной статье мы расскажем о том, как бизнес может защитить свои права и почему контрафакт представляет опасность для каждого из нас.

Что такое контрафакт

Слово "контрафакт" происходит от французского и латинского корней. В переводе с французского на английский "contrefaction" означает подделку, а его составляющие части "contra" и "facere" соответственно переводятся как "против" и "делать". Контрафактная продукция является объектом законодательства, как в России, так и во многих других странах.

Согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ, продукция может быть признана контрафактной, если ее изготовление, распространение или использование нарушает права интеллектуальной собственности. К примеру, в России контрафактом могут считаться товары, нанесенные маркировкой, напоминающей имя известной компании, однако с небольшой ошибкой в названии. Например, Abibas вместо Adidas или Simenc вместо Siemens.

Кроме того, к контрафакту относятся и продукты, на которых нанесены копии логотипов, запатентованные технологии, а также музыкальные, литературные и художественные произведения, использование которых не соответствует правам их владельцев.

Важно проверять товарные знаки своих поставщиков, чтобы убедиться в законности их продукции. Это можно сделать через специализированные сервисы, сравнивая их с национальными и международными базами данных товарных знаков. Проще всего это сделать, обратившись за помощью к юристам и экспертам в области интеллектуальной собственности.

Недостатки онлайн-шопинга

Недостатки онлайн-шопинга

Один из главных недостатков онлайн-шопинга - риск столкнуться с подделками. В России наиболее подвержены подделкам такие товары, как алкоголь, табак, красная икра, одежда и обувь, детские игрушки, парфюмерия и косметика, лекарства, продукты питания, а также люксовые продукты.

Если вы замечаете на маркетплейсах дешевые товары известных брендов или товары в некачественной упаковке, то, скорее всего, это подделка. При выборе приобретаемого товара следует обращать внимание на следующие факторы:

  • является ли продавец официальным представителем бренда;
  • ИП не может быть официальным продавцом брендовых товаров;
  • упаковка товара и его описание должны соответствовать качеству и не иметь ошибок;
  • рекомендуется ознакомиться с отзывами и рейтингом продавца на площадке.

Если это возможно, рекомендуется приобретать товары у официальных дистрибьюторов, чтобы уберечь себя от покупки поддельных товаров. Некоторые производители также используют специальные маркировки, которые помогают отличить оригинальный товар от подделки.

Кроме того, существует возможность проверить товар на подлинность, воспользовавшись сервисами проверки кодов и штрих-кодов на упаковке продукта. Некоторые официальные сайты производителей также рекомендуют проверять данные о продукте на их сайте, чтобы убедиться в его подлинности.

Для защиты прав потребителей, товарные знаки могут быть зарегистрированы в таможенном реестре. В частности, это помогает предотвратить импорт поддельных товаров. Однако, такая регистрация подразумевает определенные процедуры и стоимость услуг обычно определяется индивидуально.

```html Почему контрафакт — опасность?

Почему контрафакт — опасность?

Неподлинные товары, которые появляются на рынке, могут причинить большой вред здоровью людей. Особенно это актуально в отношении продуктов питания и лекарственных препаратов. Кроме того, рассматриваемая деятельность незаконна, из-за чего государство лишается дополнительных доходов. Как следствие, производители контрафакта не исполняют свои обязательства по уплате налогов и сборов в бюджет.

В дополнение к этому, правообладатели страдают от производства подделок, поскольку:

  • Это создает ситуацию, в которой они не могут получить законную прибыль;
  • Это приводит к снижению спроса на оригинальный товар;
  • Это снижает доверие покупателей кправообладателям, которые не могут контролировать ситуацию;
  • Это вынуждает правообладателей тратить дополнительные средства на рекламные кампании для увеличения своей репутации и продвижения своего товара.
```

Товары фальсифицированного и контрафактного происхождения имеют много общего, но отличия между ними все же есть. В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», фальсифицированный товар – это товар, информация о составе или производителе которого противоречит действительности. В то же время, контрафактный товар – это товар, созданный без разрешения правообладателя с целью подделки.

Но есть и другой тип продукции, поступающей на рынок – товары, признанные как параллельный импорт, что часто ассоциируется в сознании с контрафактом. В таком случае это товар, созданный за пределами России, который законно проходит маркировку товарным знаком правообладателя, однако ввозится в Россию без его ведома. Именно поэтому производители не исключают нарушения их прав, связанных с данной практикой.

Отметим также, что фальсифицированный товар может быть продукцией, произведенной законным способом, но с нарушением технологии или состава. В отличие от контрафакта, это не всегда влечет за собой нарушение прав на интеллектуальную собственность.

Решение данной проблемы заключается в ускорении регистрации товарных знаков в Роспатенте, что может способствовать более эффективному борьбе с фальсификатом, контрафактом и параллельным импортом.

Нарушение прав интеллектуальной собственности подлежит защите со стороны государства. Существует несколько способов защиты прав на интеллектуальную собственность. При этом предприятия и предприниматели должны самостоятельно выбрать тот способ, который наиболее соответствует характеру нарушенного права и его последствиям.

По общему правилу гражданско-правовая ответственность за подделку продукции наступает только при наличии вины нарушителя. В этом случае доказывать отсутствие вины обязан сам нарушитель. Гражданско-правовыми мерами защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются: признание права на объект интеллектуальной собственности, прекращение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, возмещение убытков, изъятие и уничтожение материального носителя, в котором выражен результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации у незаконного владельца, публикация решения суда о факте нарушения.

Нарушители в сфере прав интеллектуальной собственности привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Статья 1253 Гражданского кодекса РФ в качестве меры ответственности за неоднократное или грубое виновное нарушение прав интеллектуальной собственности предусматривает ликвидацию юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению суда.

Перед регистрацией интеллектуальной собственности следует проверить свой товарный знак на уникальность. По выбору правообладателя вместо возмещения убытков (а их довольно трудно обосновать) нарушителя в гражданско-правовом порядке могут обязать выплатить компенсацию.

Основными мерами административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности являются штраф и конфискация контрафактной продукции, а также материалов и оборудования для их создания и воспроизведения. Размер штрафа зависит от объекта посягательства, вида незаконных действий и субъекта правонарушения.

За нарушение патентных прав лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде штрафа, обязательных работ, принудительных работ или лишения свободы на срок до 2–5 лет. Если эти действия совершены организованной группой, срок лишения свободы может быть увеличен до шести лет.

Несмотря на наличие серьезных мер ответственности, производство и реализация контрафактной продукции продолжают оставаться распространенными явлениями в России. Если же права предпринимателя были нарушены, следует использовать различные гражданское-правовые, административные и уголовные меры защиты.

Методы борьбы с контрафактом

Для начала рассмотрим способы, которые упрощают выявление нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности. В России для этого был создан специальный инструмент — Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который начал работу в 2004 году. Для экспорта или импорта товаров с использованием объектов интеллектуальной собственности в этой базе можно быстро выявить нарушения исключительных прав. Например, если товар внесен в реестр, то сотрудники таможни имеют право задержать его и провести проверку. При подтверждении факта подделки нарушитель привлекается к административной ответственности, а правообладатель получает возможность обратиться в арбитражный суд для получения компенсации.

Для внесения объекта (товарного знака, наименования места происхождения, объекта авторского или смежного права) в реестр необходимо обратиться в Федеральную таможенную службу с заявлением, рассмотрение которого может занять до одного месяца. Охрана этого вида предоставляется на два года со дня внесения объекта и может быть продлена неограниченное количество раз.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности насчитывает сейчас 5857 объектов, большая часть которых — товарные знаки. В товарной структуре преобладают алкогольные напитки, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь.

Но если права нарушены, то применяются два основных способа борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности: досудебный и судебный порядок. Существуют формы досудебной защиты прав интеллектуальной собственности, такие как направление досудебной претензии нарушителю, обращение в полицию с заявлением о привлечении нарушителя к административной или уголовной ответственности, а также обращение в антимонопольную службу.

Кроме того, можно предпринимать меры для восстановления нарушенных прав и прекращения незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, такие как обращение к партнерам, заказчикам и покупателям нарушителя, сообщение в Роспатент об обстоятельствах, которые препятствуют законной регистрации товарного знака. Основная цель досудебных мероприятий — максимально быстро прекратить нарушение и достичь компенсации.

Однако, если такие меры оказались недостаточными, то остается только один путь – обращаться в суд. Споры об нарушении прав интеллектуальной собственности, рассматриваются в арбитражном суде. Для этого правообладатель или его представитель обращается в государственный орган с исковым заявлением в соответствии с процедурами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Начиная с 2013 года, появилась возможность подавать иск и вести дело в Суде по интеллектуальным правам.

Споры, связанные с правами интеллектуальной собственности, относятся к сложным, так как они могут быть связаны со специфическими правовыми вопросами, выявлением и доказательством факта нарушения, а также с большим количеством форм защиты прав.

Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в прошлом году арбитражными судами субъектов РФ было рассмотрено свыше 20 000 дел, связанных с охраной интеллектуальной собственности. Общий объем заявленных требований составил 139,4 млрд рублей. Правообладатели получили взыскание на сумму 4,4 млрд рублей, что составляет примерно 283 000 рублей в среднем. Статистика также сигнализирует о проблеме контрафакта, продажи которого иногда превышают объемы оригинальной продукции. Это может привести к невыгодным последствиям для правообладателя и его бизнеса. Чтобы защитить свои права на интеллектуальную собственность, следует зарегистрировать их и включить соответствующие объекты в реестр Федеральной таможенной службы ТРОИС.

Также следует обратить внимание на список товаров для параллельного импорта, который утвердило Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в мае 2022 года. Перечень был расширен новыми позициями в июле и августе того же года.

Существующее законодательство предоставляет реальные механизмы борьбы с контрафактной продукцией и защиты правообладателей. Тем не менее, эффективное применение этих механизмов требует глубоких знаний и опыта в области интеллектуальной собственности, и без юридической поддержки в таких делах не обойтись. Борьбу с распространением контрафактов стоит вести при сопровождении опытного юриста, который способен разработать свод мероприятий в этом направлении. Сотрудничество с адвокатами и судебными юристами поможет в своевременном выявлении контрафактной продукции, фиксации фактов нарушения авторских и иных прав, проведении предварительного расследования, а также определении методов защиты, направлении заявлений в государственные органы и успешном выигрыше дела в суде. Руководитель практики разрешения споров компании PATENTUS Дарья Гжимек подчеркивает необходимость быстрого блокирования нарушений, максимальной компенсации и эффективного использования всех существующих инструментов для получения таких результатов. Юристы данной компании проводят контрольные закупки, осуществляют мониторинг контрафактной продукции в интернете, взаимодействуют с потенциальными покупателями и партнерами нарушителей. Они также используют обращения к контрольно-надзорным, правоохранительным и регистрирующим органам. Выбор юриста должен быть основан на профиле его деятельности и компетенции, требующих необходимой вовлеченности в судебную практику. Судебная практика от компании PATENTUS показывает эффективность подхода. В одном случае клиент компании обратился с иском в суд для защиты исключительных прав на товарный знак Maverick. Компания-нарушитель осуществляла продажу велосипедов, маркированных товарным знаком Maverick, без соответствующего разрешения. Товар, этикетки и упаковка с незаконно размещенным товарным знаком, были признаны контрафактными. Арбитражный суд города Москвы рассмотрел дело и принял решение обязать нарушителя выплатить компенсацию в двукратном размере стоимости реализованной продукции, составившей 5 млн рублей. С 2004 года юридическая фирма PATENTUS предоставляет услуги в области интеллектуальной собственности, выигрывая каждый год десятки судебных дел по борьбе с контрафакцией в интересах как зарубежных, так и отечественных компаний.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *