Облачные технологии в оптимизации бизнес-процессов компании
Как сообщает компания IDC, в России происходит резкий рост использования облачных технологий, который превышает мировой уровень развития в данной сфере. По прогнозам экспертов, этот рынок будет увеличиваться более чем на 50% ежегодно, и к 2016 году его объем составит 19 миллиардов рублей. Интерес к облачным технологиям проявляют как малые и средние предприятия, так и крупные компании.
Какие преимущества предоставляет переход бизнеса в «облака», и в каких областях его использование является особенно актуальным? Давайте рассмотрим более подробно возможности, которые скрываются в «облаке».
Облачные технологии – удобная виртуальная среда для обработки и хранения информации, объединяющая в себе аппаратные средства, программное обеспечение, каналы связи и техподдержку. При наличии подключения к сети Интернет, пользователь получает возможность доступа к своим данным практически с любого устройства в любой точке мира. Уже многие пользователи оценили удобство использования облачных технологий через крупные почтовые сервисы, такие как gmail.com, mail.ru и mail.yandex.ru. Сервисы «облака» можно настроить по своему усмотрению, распределять пространство для хранения информации и получать доступ к информации в соответствии с потребностями.
Преимущества работы с облачными технологиями используют не только предприниматели, но и средние и крупные компании. Для каждого масштаба есть своя оптимальная бизнес-модель. Так, малые компании зачастую используют сервисы бухгалтерии и почты, а также приложения для обмена информацией, восстановления и архивации файлов. Крупные организации интересуются услугами связи, виртуальными серверами и разнообразными сервисами. В свою очередь, стартапы, работая в сфере IT, используют облачные технологии для обслуживания большого количества клиентов без дополнительных инвестиций в покупку дорогостоящего оборудования.
Облачные технологии обеспечивают высокий уровень защиты данных. К примеру, в 2013 году 30,7% граждан России, которые пользовались государственными и муниципальными услугами, получили их в электронном виде. Электронное Правительство России использует облачную инфраструктуру для своих нужд.
Сегодня технологии облака популярны в различных отраслях России. На первом месте среди них IT и финансовые компании (25%), на втором – ритейл (21%), а на третьем – телеком (13%).
Преимущества использования облачных технологий для бизнеса настолько очевидны, что их следует рассмотреть при планировании будущих операций:
- Сокращенные расходы на обработку информации до 70%, благодаря возможности использования интернет-сервисов без необходимости покупки серверов, сетевого оборудования, лицензированного ПО, кондиционеров, а также не потребуется штатный IT-специалист.
- Подключение к облачным сервисам может быть произведено с любого гаджета, имеющего выход в Интернет, для этого не требуется специальных знаний в области IT.
- Централизованные данные гораздо удобнее, чем информация, доставленная в разных филиалах и компьютерах.
- Специалисты компании-провайдера могут быстро реализовать расширение (или сокращение) облачного сервиса по запросу клиента в течение нескольких минут. Клиент также может самостоятельно управлять объемом «облака» через личный кабинет на сайте оператора.
- Облачные сервисы проектируются с повышенной безопасностью и отказоустойчивостью и обеспечиваются техподдержкой круглосуточно.
Существуют сертификации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России, которые подтверждают безопасность облачных технологий и решений. Чтобы получить сертификат, продукты должны соответствовать нормам и требованиям, таким как системы обнаружения вторжений и антивирусная защита.
Это также относится к сертификации центров обработки данных по TIER. Этот международный сертификат присваивает дата-центрам классы надежности от I до IV, и оптимальными по соотношению «цена-бесперебойность» являются дата-центры III класса.
Работа принципа
Облачная IT-инфраструктура для бизнеса находится в дата-центрах, расположенных за границей для повышения безопасности. Управляющий персонал центров обработки данных тщательно подбирается, подобно банковским структурам. Информация клиента хранится на надежных носителях, защищенных от несанкционированного доступа. Ошибки пользователей не приводят к потере данных благодаря системе резервного копирования. Уровень защиты персональных данных в облачных сервисах уникален.
Время запуска облачных сервисов может составлять от нескольких часов до нескольких дней. Для этого необходимо подать заявку на сайте компании-провайдера и внести предоплату. После этого клиент получает доступ к сервисам классов IaaS (Infrastructure-as-a-Service), SaaS (Software-as-a-Service) и PaaS (Platform-as-a-Service).
Актуальные решения для бизнеса включают в себя «облачные» технологии. Сегодня наибольшей популярностью пользуются следующие модели:
-
Аренда виртуального сервера (облачный ЦОД). Такой дата-центр представляет собой серверы, диски и сети, доступные через Интернет или выделенные каналы связи. Пользователю предоставляется портал самообслуживания, который позволяет полностью контролировать все сервисы в «облаке», независимо от провайдера услуг.
-
Виртуальный офис. При помощи виртуального пространства можно организовать рабочее место без необходимости привязываться к конкретному компьютеру. В «облаке» создается внутренняя сеть компании c сетевыми дисками, общими папками и программами-планировщиками. Виртуальный офис может полностью заменить стационарные рабочие станции.
-
Резервное копирование. Этот сервис, доступный частному виртуальному дата-центру, предназначен для обеспечения сохранности данных в критических ситуациях. Гибкая настройка системы резервного копирования позволяет сократить временные и финансовые издержки.
-
Катастрофоустойчивость (DRaaS). Сервис предоставляет индивидуальные решения по обеспечению катастрофоустойчивости для нескольких облачных площадок с выходом на нескольких операторов связи. Защита данных достигается благодаря перекрестному резервному копированию в автоматизированном или ручном режиме.
-
Гибридное «облако». Эта модель позволяет подключить частное «облако» к публичной облачной структуре провайдера, чтобы сверхнагрузки могли быть перенесены в «облако». Некритичные процессы могут быть перенесены в «облако» провайдера и затем возвращены обратно, таким образом значительно ускорив процессы в собственном «облаке».
-
Аренда приложений. Программное обеспечение можно не покупать для установки на конкретный компьютер, а получать через Интернет, оплатив пользование на определенный срок. Пользователь гарантированно получает круглосуточную техническую поддержку и безопасность данных.
-
Виртуальный контакт-центр. Этот сервис «облачной» технологии позволяет организовать контакт-центр, без необходимости специального помещения, оборудования рабочих мест и оплаты труда офисных сотрудников. Для заказчика система виртуального контакт-центра может быть развернута за два дня.
-
Частное «облако». Это виртуальная инфраструктура, созданная для нескольких подразделений одной организации, ее клиентов и подрядчиков. Частное «облако» совмещает в себе возможности общедоступного «облака» и сохраняет важные для конкретного бизнеса информационные системы внутри.
Что нам обещает будущее? Ставить на облачные технологии, не понимая, какие перспективы они могут предоставить, будет глупо. Что же ожидает нас, согласно аналитикам?
Одним из самых быстро развивающихся рынков в сфере IT является рынок облачных технологий. В ближайшем будущем стоимость подобных услуг, безусловно, будет снижаться, а техническое и программное обеспечение будет совершенствоваться. Облачные технологии уже показали свою безопасность и эффективность, и сейчас работают над разработкой юридических аспектов использования облачных систем, также создается множество новых экономических моделей использования IT-услуг.
В мировой практике бизнес все чаще начинает переходить на облачные технологии. Согласно компании Symantec, этот вопрос находится на повестке дня в 90% компаний. Многие российские организации предпочитают держать свои ценные ресурсы под пристальным контролем, но практика показывает, что инфраструктура в облаке становится более стабильной и безопасной по сравнению с инфраструктурами заказчиков. Причина кроется в более высоких затратах и необходимости определенных знаний, чтобы создать достаточно надежные дата-центры. Не каждая крупная компания может похвастаться такими возможностями.
Фото: freepik.com