Воспитание ребенка дошкольного возраста: методики и средства
Один из самых трудных периодов для родителей - воспитание ребенка дошкольного возраста. Вопросы о подготовке ребенка к школе, на что обращать внимание, какой должен быть дошкольник, чтобы его было легче адаптироваться к учебе и быть успешным, волнуют всех.
С рождения и до поступления в школу ребенок проходит интересный, но не легкий путь первого знакомства с миром. Первые познания в предметах, первые слова, горшок и выполнение простых поручений - все это очень важно. Однако школа - это новый этап развития, который зависит от готовности ребенка к нему.
Жажда знаний и умение интересоваться, способность читать, физическая и эмоциональная готовность, нравственные вопросы и способность общаться - все это имеет непосредственное отношение к успеху в учебе и адаптации в коллективе.
Способы и методы воспитания детей
Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности, который помогает ребенку готовиться к жизни в обществе. Это передача опыта, развитие определенных качеств и умений. Как правило, на пути воспитания детей используются три основных метода: наказание, поощрение и личный пример.
Последний метод, который заключается в копировании привычек и поведения взрослых, считается самым эффективным. Однако, следует помнить, что метод «кнута и пряника» тоже работает, но только в меру. Чрезмерное наказание может привести к угнетению инициативы, созданию психологической травмы, особенно если ребенок не понимает, за что его наказывают. Чрезмерное поощрение может привести к избалованности и формированию схемы отношения к жизни, основывающейся на шантаже, когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен определенных благ или удовольствий.
Идеальным было бы, чтобы родители помнили о том, что они сами являются примером для своих детей. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка в этом деле будет трудно. Если вы не читаете книги, а много времени проводите в Интернете, то не удивляйтесь, что ваш ребенок не интересуется литературой.
Развитие ребенка в возрасте от 1 до 5 лет является очень важным и ответственным периодом, когда ребенок формирует свою личность, приобретает необходимые навыки и учится осознанно взаимодействовать с окружающим миром.
С первых месяцев жизни малыш начинает познавать мир: он изучает предметы, слушает различные звуки, узнает родных и близких людей. Однако главный рывок в интеллектуальном развитии происходит к 2 годам: ребенок начинает формировать навыки абстрактного мышления, его память и воображение развиваются.
Чтобы стимулировать развитие малыша, рекомендуется использовать игры и различные занятия: читать ему книги, петь песенки, заниматься творчеством и играть в игры вместе.
Однако к 3 годам ребенок сталкивается с кризисным периодом, когда он начинает осознавать себя как личность. В данной ситуации очень важно построить правильное общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность и особенности характера.
Также очень важно развивать речь у маленьких детей, потому что она служит для них основным средством общения. За этот период происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса и развитие моторики.
Наиболее популярным видом занятий на этом этапе развития является игра. Однако с возрастом игры становятся более сюжетными и малыши начинают более осознано участвовать в них.
К 4 годам ребенок вступает в дошкольный период и родители смещают акцент на воспитание, обучение и развитие психики. Однако стоит помнить, что также важно заботиться о физическом развитии малыша. На этом этапе у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности и его характер, а также развивается моторика и мышление.
Физическое воспитание – залог здоровья и выносливости на протяжении всей жизни. И если первые 6-7 лет являются критическими в этом плане, то следует обратить на это особое внимание. В этот период формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Дети в эти годы наиболее активны и двигаться для них – легко и естественно. Поэтому обязательно нужно пользоваться этой природной возможностью и заниматься ежедневно физическим развитием. Кроме того, это поможет укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость к различным заболеваниям и развить привычку к здоровому образу жизни.
Какие активности могут быть осуществлены в это время?
В первую очередь, нужно укреплять здоровье ребенка. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку и предупреждать плоскостопие. Также нужно формировать жизненно необходимые двигательные навыки, такие как умение плавать, бегать, лазать. Важно развивать ловкость, выносливость, скорость и координацию.
Какие действия могут предпринять родители?
Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям, таким как зарядка, обливание, пробежка или плавание. Если есть достаточно места и пространства, можно дома установить простой спортивный инвентарь, вроде шведской стенки или турника, купить фитбол или скакалку.
Что, если у родителей не хватает времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка?
Если у вас не хватает времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант является даже предпочтительным, поскольку здесь дети не готовятся к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т. д. К тому же, спектр таких занятий достаточно широк – от йоги до плавания и танцев.
Статья об умственном воспитании
Физическое воспитание является основой здоровья и хорошего самочувствия ребенка, а умственное воспитание может значительно упростить его учебу в школе. Умственное развитие включает в себя любознательность и познавательный интерес, память и внимание, речь и мышление, творческое восприятие мира и воображение. Вот неполный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:
- Копировать узор или движение, уметь находить до шести отличий между разными предметами и выполнять одно задание в течение 15 минут, не отвлекаясь. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания у ребенка.
- Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, что облегчит процесс обучения письму.
- Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать прочитанное, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
- Знание цифр (в прямом и обратном порядке), умение складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, определять время и знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник) - немаловажные математические умения.
- Ребенок должен знать свое ФИО, а также ФИО своих родителей, а также, в каком городе, стране или области он живет. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях - это все относится к знакомству с окружающим миром.
В процессе дошкольного воспитания нужно уделять внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (то есть "учить ребенка учиться"), формированию общего элементарного представления об окружающем мире. Какую роль играют родители в этом процессе?
- Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Суть таких игр - помочь ребенку формировать знания и навыки.
- Просто больше общаться, читать, рассказывать. Гуляя, можно считать дома, птиц на деревьях, кошек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
- Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.
Важную роль в воспитании детей играет формирование моральных принципов – нравственное и духовное воспитание. Ведь у детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому они действуют так, как думает авторитет для них – взрослые. Поэтому, для успешного воспитания, родители должны нести ответственность за формирование правильных нравственных принципов в ребенке.
Важно, чтобы к началу обучения в первом классе, в ребенке сформировались представления о справедливости, заботе, доброте и вежливости. При этом знания должны подкрепляться соответствующим поведением, и не менее важным является развитие таких качеств, как самостоятельность, ответственность, настойчивость и организованность, которые помогут ребенку успешно учиться в школе.
Для достижения этих целей, родители могут уделить внимание следующим мероприятиям:
- общаться с ребенком, понимать его и объяснять, почему тот или иной поступок неправильный;
- анализировать героев книг или фильмов, вместе с ребенком разбирать поступки героев;
- создать в семье благоприятную эмоциональную атмосферу и уважительное отношение друг к другу;
- побудить к самостоятельности и ответственности, давать простые задания по дому, обсуждать с ребенком трудности вместо того, чтобы решать за него все проблемы.
Важным аспектом нравственного воспитания является формирование вкуса и интереса к искусству и культуре. Родители могут посещать с детьми интересные выставки и детские спектакли, и читать книги.
Для облегчения процесса обучения и воспитания детей в современном мире, многие родители обращаются к детским центрам образования и развития, которые помогают решить проблемы воспитания и ускорить процесс развития через разнообразные и увлекательные мероприятия и курсы для детей.
Фото: freepik.com