Они сражались с COVID-19 «без права покинуть территорию»

В канун 85-летия со дня образования Хабаровского края прошла презентация необычной книги.

Александр Галиев - хирург, но во время пандемии вынужден был лечить людей от инфекции

В канун 85-летия со дня образования Хабаровского края прошла презентация необычной книги. Её название говорит само за себя: «Хабаровский край. На передовой борьбы с COVID-19».

  Это - история о мужестве и профессионализме наших врачей, которые приняли вызов пандемии и победили.

Авторами стали хабаровские журналисты - они заходили в «красные зоны», где лечили пациентов, общались с врачами, записывали их истории, которые и легли в основу этого издания. Его составитель - журналист Ирина Забродина - сама провела немало интервью с врачами на «передовой» пандемии.

Экземпляр новой книги достался прежде всего тем героям нашего времени, чьи имена в ней запечатлены. Один из них - заведующий отделением гнойной хирургии больницы № 11 Александр Галиев. Полистав книгу, он нашёл фото со своим изображением.

- Всё, что видно, - половина моего глаза, - смеётся доктор. - Как так? Да вот смотрите: на 124-й странице - коллективный снимок. Я тут крайний слева. Стою в закупоренном противочумном костюме. Если бы не подпись, никто бы не догадался, что это я.

Во время пандемии Александр Галиев заведовал тем же отделением, которое действовало в рамках инфекционного госпиталя. Врач вспоминает, каким тяжёлым испытанием стала необходимость носить специальную амуницию.

- Это было летом, - рассказывает он. - Очень жарко, душно. Но без такого костюма в «красную зону» к пациентам не пройти. Мало того, что он весит не меньше полкило, так ещё и не пропускает ни воздух, ни воду. Это был финиш! Бельё потом можно было выжимать, с него ручьями бежало.

Завотделением, как полагалось, вёл статистику. Вспоминает, что вторая волна пандемии ковида была тяжелее.

- Приходилось иметь дело с очень тяжёлыми случаями, - говорит Александр Галиев. - Летальность была выше, пациенты сложнее. Врачи и сами все переболели. По одному-два, а кто-то и по три раза. Я - хирург, но во время пандемии вынужден был лечить людей от инфекции. Что чувствую теперь? Рад, что всё самое страшное уже позади, и дай Бог, чтобы больше ничего подобного никогда не повторялось. А эта книга пополнит мой семейный архив. Приятно, что наша работа так высоко оценена.

Старшая медицинская сестра поликлиники № 11 Ирина Кудряшова тоже перелистывает страницы нового издания
- Вот они! - улыбается она. - Это снимки моих коллег. В противочумных костюмах их сразу-то не узнать. Конечно, настоящие герои. Несмотря на риск заразиться опасной инфекцией, они выезжали на заборы мазков. Шли, как в бой. Меня за них гордость охватывает. Вспоминается очень тяжёлое время, в котором всем нам пришлось работать. Много потерь было и среди сотрудников. Но мы круглосуточно помогали пациентам. Принимали их на госпитализацию прямо с колёс.

СТРАТЕГИЯ ЛЕЧЕНИЯ

Более 600 пациентов находились на лечении в инфекционном госпитале. Многие из них - в тяжёлом состоянии. На ИВЛ ежедневно было не менее 40 больных. Врачи боролись за каждую жизнь. Например, в свой 81-й год поступила в стационар Надежда Ратушная.

- Врачам спасибо за то, что вытащили с того света, - говорит она. - Уколы и утром, и вечером, и ночью. Капельницы постоянно. У меня очень заботливый врач, вытянул. Научили здесь делать специальную гимнастику, чтобы восстановиться после ковида.

Надежда Ратушная - не единственный пациент почтенного возраста, которого удалось спасти, несмотря на всю сложность течения болезни. Побеждали ковид и те, кому за 90. Теперь в борьбе с коронавирусной инфекцией медикам стало полегче, помогает накопленный опыт.

- Мы гораздо больше знаем эту патологию. Уже сменилось несколько клинических рекомендаций, лечение стало более понятным, - рассказывает врач-инфекционист, заведующий хирургическим отделением городской клинической больницы им. профессора А. М. Войно-Ясенецкого Сергей Захаров. - Очень сильно отошли от антибактериальной терапии. Когда всё начиналось, большинство больных получали антибиотики, теперь их назначают по очень строгим показаниям и далеко не сразу.

Сейчас в больнице им. профессора А. М. Войно-Ясенецкого в Хабаровске продолжает работать инфекционное отделение, где оказывают помощь пациентам с коронавирусом. Из 20 коек заняты 15. Имеется резерв как коек, так и препаратов, оборудования на случай возможного увеличения заболеваемости, которое ожидается уже этой осенью.

- Стратегия лечения отработана ещё в конце 2022-го и начале 2023-го, - говорит заведующий инфекционным отделением этой больницы Константин Кривошеев. - Тогда у нашего учреждения, где развёрнулся госпиталь, была максимальная нагрузка.

В марте 2020-го и развернулся первый ковидный госпиталь.

- Наше отделение всегда обладало оперативным планом на случай распространения особо опасной инфекции, - говорит Константин Кривошеев. - Мы постоянно мониторировали ситуацию.

  Так что неожиданностью происходящее для нас не стало.

И всё же ковид был чем-то вроде экзамена. Неизвестность нового заболевания оборачивалась затруднениями в лечении.

- Запомнился случай, когда мы спасли 24-летнюю пациентку от скоротечной гибели, - приводит пример врач. - На противовоспалительный препарат, имевшийся в стандарте оказания медицинской помощи, развилась непредвиденная реакция в виде судорог с отеком мозга. Только быстрота реагирования сотрудников нашего отделения и реанимационной службы помогли спасти больную.

Когда кто-то говорит о панике, Кривошеев возражает:

- Никакой паники не было! Разве что недопонимание совершенно нового заболевания. Но когда клиника разворачивалась, и это сходило на нет. Прямо на ходу разрабатывались новые стратегия и тактика лечения, мы добивались результатов выздоровления. Экзамен на профессиональную готовность выдержали.

ДЕТИ ОСТАЛИСЬ БЕЗ МАМ

Легко работать, когда всё идёт по плану. Настоящее мастерство и профессионализм проявляются в другой ситуации.

«Я не преувеличу, если скажу, что опыт оказался в какой-то мере шоковым, - говорит на страницах книги врач-неонатолог Ольга Чумакова. - Даже я, специалист с большим опытом работы, не была готова к такому количеству смертей и порой той безысходности, определённости диагноза, когда понимаешь, что этот пациент не выживет. До сих пор учёным сложно сказать, как коронавирус выбирает своих жертв. Но когда умирают молодые люди, это особенно тяжело, честно признаться, я не была готова видеть такое количество летальных исходов.

Именно на плечах лечащих врачей, а также медсестёр была основная тяжёлая работа в ковидной зоне. Ведь это не плановая помощь! Да, есть определённый опыт (многие работали с первых дней выявления коронавирусных больных), да, всегда можно открыть методичку или посоветоваться с коллегами. 

Но всё равно каждый врач пропускает работу через себя и в какой-то момент принимает решения. При этом промедления быть не должно и ошибок тоже! И вот здесь понимание главного принципа нашей работы «не навредить» очень важно. Это, пожалуй, самое главное, что мы вынесли из этой сложной и новой для нас ситуации».

В книге описано много острых и печальных моментов, о которых никогда не забудут те, кто с ними столкнулся.

«Все они поступают в тяжёлом состоянии, - рассказывает заведующий инфекционным отделением, врач-нефролог краевой клинической больницы № 1 им. профессора С. И. Сергеева Денис Сидоренко. - Мы до последнего боремся за жизнь матери и ребёнка, но иногда ковид побеждает.

У нас было две пациентки, которые родоразрешились. Детей нам удалось спасти, но вот их мамы, к сожалению, погибли. Малыши остались с папами.

Почему не удалось спасти мам? Тут два основных фактора: позднее обращение за медицинской помощью и отсутствие прививки».

За каждой фотографией героя «красной зоны» - своя история и не одна спасённая жизнь. Врачи и медсёстры поделились здесь своими переживаниями и эмоциями. Откровенно рассказали, как давалась им борьба с ковидом.

Вспоминает Евгения Гончарова, врач-реаниматолог краевой клинической больницы им. профессора О. В. Владимирцева:

«Самым сложным периодом для меня была осень 2020 года. В октябре и ноябре пошёл большой наплыв людей, не хватало медперсонала. Мы фактически так работали: один врач, одна медсестра и 12 больных в сутки. Это очень сложно».

Ещё один боец «красной зоны» Оксана Бещук, врач-эпидемиолог краевой клинической больницы им. профессора О. В. Владимирцева, говорит, что первое время воспринимала происходящее больше с профессиональным интересом, но потом даже у неё, эпидемиолога с тридцатилетним стажем, настроение поменялось:

«Когда это было только начало, где-то кто-то погибал незнакомый - это было не так ещё страшно на самом деле.

А потом уже, во вторую волну, когда от коронавирусной инфекции начали погибать достаточно близкие, знакомые, вот тогда уже в полной мере пришло осознание всей опасности. После наблюдения всей картины у меня сомнений никаких не было: только вакцинация поможет с этим справиться».

Пандемия не щадила и самих спасителей. На пике второй волны, в ноябре 2020 года, после заболевания коронавирусной инфекцией в возрасте 60 лет скончалась Вера Пак, главный врач городской поликлиники № 11. Она возглавляла организацию 15 лет.

БОЛЕЕ 2700 ЗВОНКОВ ЗА СУТКИ

64 специалиста, которые трудились на «передовой» в разгар пандемии, получили нагрудные памятные знаки отличия правительства края «За заслуги в борьбе с COVID-19», связанные с мужеством, высоким профессионализмом при исполнении служебного долга. Всего в крае знаки отличия вручат потом ещё 1244 специалистам из 44 учреждений.

- Награды достойны каждый врач, медсестра, фельдшер, санитар, которые помогали людям пережить это тяжёлое испытание, - говорит фельдшер выездной бригады скорой помощи Хабаровска Василий Ли.

В своей должности после окончания Хабаровского медицинского колледжа Василий работает более десяти лет. Сейчас оканчивает факультет «Лечебное дело» в Дальневосточном медицинском университете. Планирует остаться на скорой помощи. Ведь ещё тогда, во время пандемии, он убедился, что на своём месте.

- Это был шквал вызовов! - оглядывается он на пережитое. - Бригады просто не заезжали на станцию. Переходили буквально от подъезда к подъезду. И работали в таком напряжённом режиме сутками. Терпение - вот, на чём мы держались. Все понимали, что беда общая, помощь нужна повсеместно, люди напуганы, требовалась максимальная выдержка.

В ноябре 2020 года была запущена «горячая линия 122», сотрудники социального блока правительства края создавали её с нуля. Позвонив на бесплатный номер, жители региона могли узнать, когда ожидать визита терапевта, записаться на приём в поликлинику или уточнить, где сделать прививку от COVID-19. К приёму звонков от населения подключились студенты, которые оперативно прошли обучение.

- За время работы линии 122 мы приняли более 100 тысяч звонков, - говорит заместитель начальника Главного управления социального развития губернатора и правительства Хабаровского края Наталья Мельникова. - Бывали обращения, когда люди в панике звонили со словами: «Помогите, мой муж (отец, дочь) задыхается, я не знаю, что делать!» Это было в начале пандемии, когда никто ещё толком ничего не знал и состояние пациентов со штаммом «Дельта» ухудшалось прямо на глазах.

Мы помогали справиться с волнением, давали рекомендации, что сделать прямо здесь и сейчас. Но в дальнейшем пациент всё равно обращался к врачу. Максимальное количество звонков в сутки было в пятую волну - этой весной. Мы приняли более 2700 звонков за сутки. В 2021 году было порядка 1200-1800 звонков.

Сегодня «горячая линия 122» развилась в большую систему информирования и уже не только по вопросам нового вида коронавирусной инфекции.

ЗАЩИТА ОТ УГРОЗ

Первый тираж напечатанной в краевой типографии книги составил тысячу экземпляров. Издание поступит в библиотеки медицинских вузов страны и районов края.

- Роскошное издание с шикарной полиграфией, - взяв в руки книгу, отметил министр краевого здравоохранения Юрий Бойченко. - Важно, что здесь увековечена память о пережитом, о тех, кто работал на передовой, в «красных зонах», отдавал всего себя общему делу.

В 2020-м, когда началась пандемия, мы действительно испытали шок. Информацию черпали только из СМИ. Столкнулись с непонятным патогенезом, имели малый опыт в лечении ковида, дефицит инфекционистов, слабую материально-техническую базу, в том числе диагностическую.

- Нам пришлось в срочном порядке перепрофилировать стационары, - говорит Юрий Бойченко, - создавать краевой консультативный медицинский центр, который работал в круглосуточном режиме. Привлекали и студентов. Мы жили на работе. На ней прошли оба Новых года.

На страницах документальной истории отражены усилия службы Роспотребнадзора. Опережающий характер принятых мер дал возможность предотвратить распространение болезни, выиграть время. Это позволило всей системе здравоохранения подготовиться и создать условия для эффективного лечения больных, а промышленности - подготовить выпуск необходимых лекарств, оборудования, средств индивидуальной защиты.

- Учитывая уроки пандемии, сейчас реализуется федеральный проект «Санитарный щит», призванный уберечь нас от дальнейших биологических угроз, - говорит заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Светлана Лосева. - Все этапы нашей работы очень правдиво, достоверно и красиво изложены в этой книге. Она о человечности, верности своему долгу, высоком профессионализме, нравственных принципах. Пусть приобретённый опыт послужит для защиты населения края от новых инфекционных угроз.

Как отметил на торжественной презентации издания заместитель председателя краевого правительства Евгений Никонов, эта книга - лишь малая часть того, что происходило.

- Когда уже были готовы гранты в печать, - говорит он, - я с ужасом подумал о том, что в эту книгу нужно включить бизнес, который приложил много сил к тому, чтобы доставлять пациентов, кормить. Мы ничего не сказали о том, как работали транспорт, правоохранительные органы, прокуратура. Понятно, что все не могли войти в эту книгу. Но это не значит, что мы кого-то забыли.

В книге есть и печальные страницы - здесь опубликован перечень тех, кого не стало с нами после пандемии из числа медработников. А ещё есть список докторов, удостоенных государственных наград, иллюстративные отчёты с фотовыставок, снимки из «красных зон» и другие материалы. В том числе посвященные социальным работникам, которым тоже пришлось крайне непросто, например, когда закрывался целый психоневрологический интернат и нельзя было из него месяцами выйти. Этим специалистам приходилось посменно работать по две и более недели без права покинуть территорию организации.

Избыточная смертность во время пандемии в нашем крае составила 24 процента. В то время как в среднем по России - 36. Известны субъекты, где показатели были выше 42 процентов.

- А ведь речь идёт о спасённых жизнях, конкретных людях, - подчеркнул Евгений Никонов. - В этом прямая заслуга докторов - героев нашего времени. Огромное спасибо за этот подвиг, за большую работу. Независимо от того, сколько прошло времени, мы должны про это помнить.


Лица героев, скрытые масками, попали на обложку и в фотоальбом книги 

Мария СМИРНОВА.
Фото автора.

Последние новости

В Перинатальный центр закупят новое оборудование

В конце прошлого года между Министерством здравоохранения РФ и региональным правительством заключено соглашение, по которому Перинатальный центр Хабаровска получит более 257 млн рублей на обновление медицинского оборудования.

В онкоцентре края — новое оборудование

Новый линейный ускоритель открытого типа Varian TrueBeam был получен Краевым клиническим центром онкологии в конце 2024 года.

Это точно не банальная ОРВИ: врач назвала три стопроцентных признака гриппа

Отличить обычную "простуду" от гриппа можно сразу Врач рассказала, как всего по трем первым признакам отличить банальную "простуду" — вирусную инфекцию от более опасного заболевания — гриппа.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Новотроицке, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *