Мария Пальникова открыла в школе театр, киноклуб и цветник
16.11.2022

Мария Пальникова открыла в школе театр, киноклуб и цветник

Впервые в истории всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Хабаровский край прозвуч

Мария Пальникова из хабаровского лицея «Звёздный» стала лучшим молодым педагогом всероссийского конкурса «Педагогический дебют»

Впервые в истории всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Хабаровский край прозвучал девять раз во время финального награждения! Причем трижды в качестве победителей. Ими стали два педагога из лицея «Звездный» Хабаровска: учитель русского языка и литературы Мария Пальникова - в номинации «Молодые учителя», учитель истории Анжела Магденко - в номинации «Молодой классный руководитель». Директор хабаровской гимназии № 6 Наталья Скалозуб стала лучшей в номинации «Молодой управленец».

Всего в финале участвовали 150 молодых педагогов, стаж работы которых не превышает пяти лет. Победителями конкурса стали 27 учителей, восемь из которых признаны абсолютными.

Из экономиста в учителя

Марии Пальниковой - всего 30 лет, и она действительно недолго работает учителем. А все потому, что после школы окончила… экономический факультет. Ее мама - учитель русского языка и литературы - не поддерживала желание дочери стать педагогом, а хотела, чтобы та получила какую-то более «жизненную» специальность.

Но сердцу разве прикажешь, когда со школьной скамьи очень хотелось стать учителем словесности?

- Я сама из Пензенской области, окончила Пензенский государственный технологический университет - экономист с правом преподавания и даже вела эту дисциплину в старших классах. Но это не мое! Я вышла замуж за офицера и восемь лет назад оказалась в поселке Эльбан. И там (вдали от мамы) приняла решение осуществить свою мечту - поступила учиться на филолога в Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет.

В Эльбане семья прожила три года, потом родилась дочь, а мужа перевели в Хабаровск. И как только малышка подросла, Мария пошла работать в лицей «Звездный» - ближайшую к дому школу, там как раз была вакансия.

Между прочим, такой успех на счету у педагога первый. Хотя опыт есть: дважды участвовала в конкурсе «Педагогический звездопад».

- Все конкурсы непростые, но это очень интересный опыт и возможность увидеть себя со стороны, что для любого профессионала важно, - говорит Мария. - «Педагогический дебют» проходил в несколько этапов: заочный и очный, длился долго. В марте мы подали документы, эссе на тему «Я - учитель» - о том, как я вижу свою профессию. После отбора начались уже очные испытания. Нужно было дать дистанционный урок в школе, которая выпадает по жребию.

Марии Пальниковой выпала гимназия № 14 Новосибирска - урок литературы для девятого класса.

Педагог признается, что, несмотря на дистанционный формат (учителя дети видели только на экране), проводить его было несложно. Еще до ковидных ограничений, когда педагоги были вынуждены осваивать новые форматы занятий, Мария Пальникова активно пользовалась ими.

- Когда у тебя маленький ребенок, который может заболеть в любой момент, а у тебя весь день уроки, то дистанционный формат становится спасением, - уверяет Мария. - Поэтому урок прошел комфортно, мне очень понравилось работать с детьми этой гимназии. И в личных сообщениях мне некоторые дети написали: «Спасибо за урок». И это тоже уже маленькая победа.

Звёздный театр

- Следующие испытания уже проходили в Москве: два публичных выступления. Одно из них - презентация своего педагогического опыта, что получается в профессии лучше всего, что педагог интересного делает в своей школе. И надо было смело заявить, почему именно ты лучший и достоин победы.

И здесь одним из самых главных вдохновителей и болельщиков стала… мама. Она даже приезжала в Москву поддержать дочь.

- Но я уверена, что все-таки лучшая не я, а дети, - говорит лучший молодой учитель страны. - Я работаю в лицее уже четвертый год и не перестаю удивляться тому, какое у нас растет прекрасное поколение, какие будут интересные взрослые хабаровчане. Это очень талантливые дети! И у них огромный потенциал, а я стараюсь его раскрывать через хорошие книги, фильмы, через знание родного языка. Точнее так: я им помогаю, а раскрываются они сами.

И очень важно не заставить, а направить. Есть много литературного материала, который не входит в школьную программу, но так откликается в душе подростков. Так однажды и возникли школьный театр и киноклуб. Без принудиловок и разнарядок. Дети попросили!

- Они все делают сами, я только курирую и дополняю, - говорит Мария Пальникова. - Однажды мы с учениками сходили в Хабаровский краевой театр драмы, и они загорелись сами ставить спектакли. Теперь мы изучаем произведение и тут же сами его инсценируем. И это стало нашей хорошей традицией: в работу включаются и дети помладше, и параллельные классы, которые учатся у меня.

Просто читать им скучно, а вот делать выступление - сразу огромная мотивация и прочитать, и разобраться в литературном материале. Ведь сценаристы - тоже они.

Учитель уверена, что надо поддерживать любые инициативы. Также получилось и с киноклубом. Вместе с педагогом юноши и девушки стали смотреть ставшие классикой фильмы, к примеру, «Школьный вальс», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Курьер». И, конечно, интересно стало обсуждать увиденное, делиться мнениями, даже спорить.

- Моя задача - дать им идею, предложить фильмы, книги, которые пусть даже не входят в обязательный минимум для чтения в школе, - говорит Мария. - А они уже сами выбирают. Если честно, то у меня хватает вопросов к учебной программе по литературе. Многое делается для реформирования системы образования, а вот азы не трогают, по литературе давно пора вносить корректировки.

«Недоросль» против «Гарри Поттера»

Та литература, которая предложена еще с советских времен, детям уже не очень интересна, ведь меняются реалии нашей жизни, увлечения. Конечно, рубить с плеча нельзя, но не хватает в
5-7-х классах, например, приключенческой литературы. Такой, что может увлечь, захватить.

Ну не будет толчком к чтению «Недоросль», а вот и пусть несовременный, но остросюжетный роман «Сердца трех» мог бы.

- Пусть меня закидают камнями, но даже «Гарри Поттер» в этом возрасте был бы кстати, - говорит Мария.

Выход, конечно, нашелся. На внеклассном чтении и на часах родного языка и родной литературы есть возможность предлагать детям необычные произведения, давать им возможность рассказывать сверстникам о тех книгах, которые понравились именно им. Даже «Пиковую даму» Пушкина читают с большим интересом, нежели программного «Дубровского». Классика ведь тоже есть необычная - альтернативная!

И к старшим классам ребенок научится читать, уверена педагог, любить и понимать уже серьезную литературу. Чтение должно стать привычным, любимым занятием. И, конечно, начинать надо с младших классов, чтобы юный школьник ждал встречи с книгой и ее героями.

Лицеисты уже сами выбирают довольно серьезную литературу для обсуждения, например, «Бойцовский клуб» Чака Паланика или «Сто лет одиночества» Маркеса. 

Кстати, кабинет русского и литературы для многих учеников стал местом притяжения. Однажды школьники устроили настоящий цветник на подоконниках: по биологии им задали провести небольшой эксперимент по размножению растений. Ростки дали корни. Учитель развела руками: ну не выбрасывать же теперь. Будем садить!

Не надо мне миллиона в месяц

У Марии Пальниковой большая нагрузка, но она никогда не жалуется. А даже рада: больше часов - больше возможностей делиться знаниями, прививать любовь к тому, что трепетно любишь и ценишь. К сожалению, по всей стране учителей не хватает. И даже в Государственной думе, где лучшие педагоги страны встречались с депутатами, обсуждался наболевший вопрос: как привлечь и как удержать кадры.

- Были победители из разных городов, и все, как один, сказали, что педагогов не хватает, - говорит Мария. - Это понимают и на государственном уровне. Да, ответ будет банальным, но многих молодых учителей пугает именно финансовый вопрос. И только пришедший в профессию специалист с приличной нагрузкой получает столько же, сколько продавец в магазине с меньшей ответственностью.

И хорошо, когда руководители регионов, школ ищут и находят выход, как-то стимулируют и поддерживают начинающих педагогов.

Мария Пальникова смеется, что не отказалась бы от миллиона в месяц. Но миллион на нелюбимой работе не принесет ей радости. А в педагогике есть все, что дает радость и эмоции от жизни.

- Ни на одной работе, ни на одной, я не смогу получить то, что я получаю в школе, - говорит она. - Через мою жизнь проходят судьбы других людей, я переживаю вместе с детьми их личностное становление, вижу успехи, и они как будто и мои тоже. Поэтому в педагогику нужно идти осознанно и понимать, что легко тут не будет. Но ты получишь гораздо больше, чем деньги. Это самая благодарная профессия.

И, конечно, уверена учитель, важна и атмосфера учреждения, где трудится педагог. В «Звездном» - это не соперничество, а поддержка. Во время конкурса Мария Пальникова жила в одном номере с другим победителем конкурса из «Звездного» - Анжелой Магденко. Вместе готовились, слушали выступления, поддерживали друг друга. И, конечно, болели.

Как успевать все? Учитель говорит, что, наверное, в сутках сорок часов, просто не все знают, поэтому и находит время для всего.

- Вот планирую ходить в бассейн и тренажерный зал и никак не могу, - говорит Мария. - Наверное, если быть честным, не очень хочу. А вот на любимую семью, учеников, хорошие книги даже при большой урочной нагрузке время нахожу. Я не знаю, как сложится моя жизнь дальше, ведь муж - военный. Но уверена, что Хабаровск навсегда останется в моем сердце. 

Нам есть чем гордиться!

Между прочим, лицею «Звездному» можно гордиться не только своими педагогами-звездами, но и тем, что школа входит в Ассоциацию лучших школ России. Она является одним из организаторов всероссийского конкурса. В этом году помимо директора Анны Смирновой в жюри педагогического конкурса пригласили еще и завуча Татьяну Коршунову.

- Впервые за историю конкурса, а он проводится с 2006 года под патронатом Комитета Государственной думы по просвещению и при поддержке Совета Федерации, Минпросвещения России, наш регион прозвучал на церемонии награждения столько раз! - с гордостью говорит директор лицея «Звездный», член жюри конкурса Анна Смирнова. - Да и в целом, другие регионы, думаю, такими результатами похвастаться не могут, разве что гимназия № 56 Санкт-Петербурга нам конкурент. Из ДФО мы однозначно лучшие.

Анна Смирнова уверена, такой результат - это работа наставников с молодыми педагогами, создание условий, в том числе финансовых, для успешной работы и реализации в профессии. Конечно, вера в то, что именно они лучшие уже только потому, что выбрали учительскую стезю.

А в число лауреатов конкурса в номинации «Молодые учителя» вошли педагог биологии хабаровской школы № 87 Елизавета Серпокрылова, учитель математики и информатики школы села Гродеково Ирина Панкова, учитель начальных классов Алина Примак и учитель информатики Сергей Тюменцев из хабаровского лицея «Звездный».

Лауреатом в номинации «Молодой педагог дополнительного образования» стала Наталья Фирсова. Она преподает ИЗО и ДПИ во Дворце детского творчества «Маленький принц» в Хабаровске. В номинации «Молодой педагог-психолог» в число лауреатов вошла Элла Шконда из школы поселка Де-Кастри.

Мария ИВАНОВА.

Последние новости

Хотели как лучше: после ремонта семья с детьми продолжает дышать сточными парами в Бикине

Жильцы многострадального дома уже не уповают на коммунальщиков и намерены обратиться в краевой Роспотребнадзор (ВИДЕО) Порыв канализационной трубы.

Деньги в банкомате забыл хабаровчанин

Они стали добычей проходившего мимо гражданина.

Судей города поздравляют с профессиональным праздником

5 декабря 1917 года Советом народных комиссаров  был принят «Декрет о судах №1».

Card image

Планируя отпуск или кругосветное путешествие, узнайте, как добраться до самых дешевых рейсов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *